Пасхальное послание епископа кинешемского и палехского Илариона

КЛИРУ, БОГОЛЮБИВОЙ ПАСТВЕ
И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ
КИНЕШЕМСКОЙ ЕПАРХИИ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Дорогие и возлюбленные о Господе
пресвитеры и диаконы,
иноки и инокини,
братья и сестры!
«Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече,
даде нам живот вечный и велию милость».
(стихира воскресная, глас 6)
В эту светлую и радостную пасхальную ночь приветствую Вас благословенными и вечно живыми словами:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Вновь и вновь мы с вами всей душой приникаем к непостижимой тайне нашего искупления, сознавая величие и жертвенность Голгофского подвига и последующего за ним победоносного Воскресения Христова.
С древнейших времен Воскресение Господа нашего Иисуса Христа переживалось Церковью как важнейшее из событий, составляющих в совокупности то, что называется искуплением. Апостол Павел наставляет нас так: «Если Христос не воскрес, то вера наша тщетна» (1 Кор. 15, 17). Воскресение Христово запечатлевает победу над диаволом и возвещает освобождение человечества от последнего из последствий греха – телесной смерти. Телесное Воскресение Господа Иисуса Христа есть удостоверение действительности совершенного Им дела искупления.
Апостол Павел говорит: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22). Святитель Григорий Нисский, осмысляя слова апостола Павла, пишет: «Как начало смерти, произошедши в одном, перешло на весь человеческий род, таким же образом и начало воскресения чрез Единого распростирается на все человечество…».
Воскресение Христово – это не только освобождение человеческой природы от смерти и тления, но и возведение ее на новый уровень совершенства, превышающий изначальное достоинство.
В своих Божественных гимнах преподобный Симеон Новый Богослов так воспевает величие и красоту Господню: «Красота Твоя, Владыко Христе, неизъяснима, великолепие неизреченно, и слава превышает ум и слово». Воистину в этих словах мы ощущаем особую любовь и сопричастность преподобного Симеона Нового Богослова ко Христу Спасителю. В этот святой день давайте же будем подражать преподобному Симеону и благоговейно приникать сердцем и мыслью к Таинству Искупления, совершенному Господом нашим Иисусом Христом.
В этом году мы вспоминаем трагические даты в истории нашего Отечества – столетие Февральской и Октябрьской революций. В 1917 году на России исполнились пророческие строки Священного Писания: «Предаст же брат брата на смерть и отец сына; и восстанут дети на родителей и умертвят их» (Мф. 10, 21). Путем террора и насилия наши соотечественники попытались обеспечить своим потомкам «светлое будущее». Но теперь мы знаем, что достичь нравственного и экономического процветания Родины таким путем невозможно.
В течение долгих столетий в своих исканиях абсолютного добра и смысла жизни русский народ удовлетворялся теми ответами, которые давала христианская религия и особенно русское православное богослужение. Попытка вытеснить православную культурную традицию из жизни народа закончилась крахом и привела Россию к духовно-религиозному кризису.
В XX веке вопрос о вере и верности Богу встал перед каждым православным человеком как вопрос жизни и смерти. На Русскую Голгофу взошли сотни тысяч наших соотечественников. Россия крестилась второй раз: на этот раз – кровью, что заставляет нас вспомнить слова Тертуллиана: «Кровь мучеников – семя христианства».
Сонм новомучеников и исповедников Церкви Русской ныне предстоит престолу Божию, ходатайствуя о том, чтобы нашей Родине были дарованы от Господа мир и благоденствие.
В притчах царя Соломона есть такие слова: «Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу» (Прит. 15, 24). Народная же мудрость гласит: если дать Богу быть хозяином в доме, дом становится раем!
Дорогие мои, будем хранить в сердцах наших мир и стараться приобретать духовную мудрость. Это станет залогом нашего спасения. Апостол Иаков наставляет нас: «Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак. 3, 17-18).
От всего сердца поздравляю вас с Пасхой Христовой и вновь приветствую вас вечными и жизнеутверждающими словами:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

(15)

Комментирование запрещено